План работы

План работы по теме

«Использование здоровьесберегающих технологий в профилактике нарушения зрения у детей дошкольного возраста»

на 2018-2019 учебный год

Введение.

Ни для кого не секрет, что с каждым годом абсолютно здоровых детей в стране рождается всё меньше. И пройдя жизненный путь от детского сада и до периода взросления, человек не становится здоровее. Поэтому для сегодняшнего образования так важен вопрос сохранения здоровья ребёнка. Один из компонентов образовательных областей ФГОС — физическое развитие, которое предусматривает становление ценностей здорового образа жизни.

Известно, что основную информацию об окружающем мире человек получает с помощью зрения. О необходимости иметь хорошее зрение говорить излишне. А сегодня эта проблема особенно актуальна. У многих детей уже в дошкольном возрасте развивается близорукость, дальнозоркость, астигматизм.
Какие же факторы губительно отражаются на функциональных свойствах глаз?
Природа «рассчитала» работу мышц наших глаз в режиме дальнего зрения. И лишь одна цилиарная мышца рассчитана на работу в режиме ближнего зрения. Телевизор, компьютер, электронные игры отрицательно влияют не только на зрение, но и на психику ребёнка. Недостаточно развившийся ещё глаз ребёнка не справляется с большими нагрузками и вынужден приспосабливаться к ним за счёт потери остроты зрения.
Так как в детском саду в процессе воспитания и обучения значительная нагрузка падает на зрительное восприятие ребёнка, задача воспитателя построить так свою работу, чтобы зрение детей не только не ухудшилось, а по возможности и восстановилось. Для этого в процессе своей работы я буду использовать метод У. Бейтса, методику профессора Э.С. Аветисова, творчески внедрять принципы здоровьеразвивающего обучения В.Ф.Базарного.

Цель: Профилактика нарушения зрения, формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья .

Выбранные методики позволят успешно решать следующие задачи:

1. Изучить современные здоровьесберегающие технологии.
2. Содействовать нормальному и естественному функционированию глаз путём снятия психических и физических напряжений;
3. Тренировать глаза с помощью упражнений;
4. Развивать остроту зрения, а также зрительную память, быстроту реакции;
5. Сохранять зрение детей;

6. Провести консультации для педагогов и родителей;

7. Ознакомить родителей и апробировать систему упражнений, направленных на профилактику нарушения зрения у детей дошкольного возраста;

8.Обогатить методическую копилку в группе по теме самообразования.

Этапы работы с детьми на 2018-2019 уч. год.

Месяц

Форма работы

Сентябрь

Тематическая подборка литературы, изучение, анализ.

Определение актуальности по теме самообразования

Октябрь

Оформление пособий, подбор демонстрационного материала.

Схемы зрительных траекторий используем для разминок и упражнений на зрительную координацию.

На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую-либо игрушку или фигуру. Затем “пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху вниз, при этом можно использовать лазерную указку.

Ноябрь

Составление картотеки игр и упражнений.

Метка на стекле (по Аветисову)

Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактики близорукости.

Декабрь

Составление картотеки гимнастики для глаз.

Элементы здоровьесберегающей технологии академика В.Ф.Базарного.

Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети вначале могут стоять не более 3-5 минут. Затем длительность постепенно увеличивается до половины занятия.

Январь

Пальминг

Является разновидностью гимнастики для глаз и как раз таки помогает им отдохнуть. Этот метод используем на своих занятиях после зрительных нагрузок.

Рассматривание модели глаза.

Февраль

Развитие общей моторики.

Комплексы физминуток подобраны согласно лексической теме недели.

Март

Тренажеры для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации.

Место нанесения схем – тренажеров – стены группы.

Апрель

Упражнение со стереотренером.

Прибор состоит из пластмассовой линейки с четырьмя круглыми отверстиями и шарика прикрепленного на ниточке к концу линейки. Держа за ручку устройства, нужно раскачивать нитку с шариком, пытаясь попасть шариком в каждое отверстие.

Май

Методика работы с офтальмотренажёром

Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку,

дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.

Затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения.

Июнь

Су Джок терапия.

Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д.

Июль

Игра «Лабиринт»

Влияет на развитие остроты зрения, подвижности и когнитивное развитие.

Август

Зрительная гимнастика с предметами.

Тренирует мышцы глаз, активизирует зрительные функции, улучшает психическое здоровье и работу головного мозга.


Этапы работы с родителями и педагогами на 2018-2019 уч. год.

Месяц

Форма работы с родителями

Форма работы с педагогами

Сентябрь

Консультация « Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста».

Консультация «Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста».

Октябрь

Семинар – практикум «Школа здоровья»

Семинар – практикум «Территория здоровых глаз»

Ноябрь

Мастер-класс «Тренажеры для глаз своими руками»

Памятки при работе с компьютером

Консультация «Использование специальных упражнений для глаз с целью профилактики нарушений зрения у детей».

Декабрь

Семинар – практикум: «Игры и упражнения дома».

Посещение офтальмологического кабинета

Консультация «Что такое зрение?». Картотека лабиринтов для глаз «Зима»

Январь

Консультация « Гимнастика для глаз».

Мастер-класс «Тренажеры для глаз своими руками»

Февраль

Консультации «Защита зрения детей»

Консультация «Использование здоровьесберегающих технологий в профилактике нарушения зрения у детей дошкольного возраста».

Март

Круглый стол «Использование здоровьесберегающих технологий в профилактике нарушения зрения у детей.

Консультация «Игры для глаз на улице»

Апрель

Буклет «Профилактика нарушения зрения у дошкольников»

Консультация «Использование электронных гимнастик для глаз»

Май

Творческая мастерская «Самоделкин». Мастер-класс «Зоркие глазки».

Картотека гимнастики для глаз «Веселая неделька»

Июнь

Почта доверия «Опасность гаджетов».

Игровые упражнения «Зрительные траектории»

Июль

Рекомендации «Как сберечь зрение?»

Дидактические игры «Найди отличия»

Август

Консультация «Игры для глаз на улице»

Памятки при работе с компьютером



Вопросы и ответы

Часто задаваемые вопросы

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!