Воспитатель года 2018

Воспитатель года 2018
Турбало Лариса Ивановна

  «Проектная деятельность как средство развития
познавательной активности»
Концептуальное изложение
В условиях индивидуализации дошкольного образования или, иными словами, построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, а также формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности область применения методики проектной деятельности в образовании существенно расширилась. Если раньше ее в основном использовали на уровне школьного и среднего профессионального образования, то теперь использование данного метода имеет важное значение и в дошкольном образовании.
Метод проектной деятельности является наиболее эффективным способом, позволяющим одновременно обеспечить развитие у ребенка не только предметных знаний, умений и навыков, но и развитие личностных качеств, умение работать в команде, умение доводить дело до конца, проявлять инициативу.
Проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, является универсальным средством развития ребенка. Проектная деятельность в обучении содержит в себе – игровую сущность; потребность создания своей предметной среды. Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, которые бывают, боятся высказывать свое мнение.
Из чего следует, что изменение цели образования влечет за собой изменения содержания образования, то есть формы образовательного процесса, а также педагогические технологии.
Тем самым актуальность применения метода проектов выражается в том, что в процессе использования в образовании данного метода выявляются интересы ребенка, развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива.
Целью работы выступило внедрение проектной деятельности в образовательный процесс как средства развития познавательной активности детей  дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучение педагогических, психологических, методических литературных источников по проблеме, теоретических основ технологии проектной деятельности.
2. Создание условий для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей.
3. Развитие познавательных способностей, творческого мышления и воображения.
4. Формирование предпосылок для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
5. Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
6. Развитие желания участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности.
7. Привлечение родителей к организации воспитательно–образовательной работы с детьми.
8. Изучение результативности применения метода проектов в образовательную деятельность.
Теоретическую базу для организации работы по обозначенной теме выступили труды Вераксы Н.Е. и Вераксы А.Н., Н.А. Виноградовой, Е.П. Панковой, Л.С. Киселевой, Т.А. Данилиной, Т.С. Лагоды, М.Б. Зуйковой, О.В. Дыбиной, О.А. Еник.
Проектная деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности. Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы.
Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий. Реализация данного метода в практике работы дошкольных образовательных учреждений начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработки проекта, их реализации, анализа результатов.
Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства. Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность воспитателей, что позволяет: ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения; усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей; уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей; объединять усилия всех субъектов педагогического процесса, в том числе родителей.
Отличие проектной деятельности от продуктивной состоит в том, что первая предполагает движение ребенка в пространстве возможного. Дошкольник исследует различные варианты выполнения поставленной задачи, выбирает оптимальный способ по определенным им критериям. Под выбором возможностей подразумевается, что ребенок не просто ищет способ выполнения действия, но исследует несколько вариантов. Это означает, что, прежде всего дошкольник отчетливо определяет, что ему нужно сделать.
Ребёнок не укладывается в педагогический миф о том, что собственное исследование следует начинать лишь тогда, когда человек обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило человечество. Исследование ведёт ребёнка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то и другое при совпадении и обобщении даёт прочный фундамент фактов для постепенной ориентировки детей в окружающем мире.
Как известно до пяти лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов его решения. Поэтому основная роль в организации работы над проектом принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям каждого ребенка, изучение его интересов позволяет без труда определить проблему «заказываемую» детьми. Кроме того, ребенка увлекает сам процесс совместной деятельности с взрослым. Участие в проекте «на вторых ролях», действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему не противоречат природе маленького ребенка: в этом возрасте еще сильны как потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому, так и подражательность.
К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающийся уровень проектирования. Перестраиваются отношения с взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль. Дети способны адекватно оценивать собственные действия и решения, терпеливо выслушивать мнения взрослого и других участников совместной деятельности.
С целью наиболее полного изучения воздействия метода проектов на развитие познавательной активности детей мной была изучена соответствующая психолого-педагогическая литература, а также проведено диагностирование детей экспериментальной (группа А) и контрольной (группа Б) групп на начало и конец учебного года.
Результаты первичной диагностики (автор мониторинга качество освоения основной общеобразовательной программы детского обучения Ю.А. Афонина) представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Уровень развития познавательной активности детей на начало года
Уровень Группа А Группа Б
высокий 5-19% 6 – 23%
средний 10-38% 9 – 34%
низкий 11-43% 11 – 43%
 
И пришла к выводу, что дошкольники могут правильно ответить в ситуациях, которые ранее были хорошо им знакомы. А при незнакомых (нестандартных) ситуациях дети не могли дать определенный ответ, не позволяли найти причину в тех или иных противоречивых ситуациях, не могли экспериментировать, синтезировать полученные знания, коммуникативные навыки развиты были слабо, познавательные способности проявлялись в меньшей степени. Это обусловлено тем, что дети привыкли идти по заранее заданному пути, следствием которого было подавление интереса и снижение активности ребенка.
Организация работы с дошкольниками по методу проектов была основана на реализации системы проектов в разных областях деятельности и с обязательным вовлечением родителей.
Были разработаны и проведены родительские собрания «Роль проектного метода на занятиях дошкольников», «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности», где познакомила родителей с изученными проблемами детей, предложив оказать помощь своему ребенку при реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что замысел дошкольника, как правило, опережает его технические возможности. Показала значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проекте. Подготовила ряд консультаций: «Что такое детское проектирование?», «Роль совместного творчества в семье».
Так, в работе над проектом «Защитники Отечества», я знакомила детей с историей, культурой, традициями нашего народа, воспитывала патриотические чувства; приобщала к духовным и историческим ценностям. Целями реализации проекта выступило не только развитие познавательных способностей, но и воспитание патриотических чувств у детей, развитие физических качеств: смелость, ловкость, сила.
Проект включал в себя следующие формы работы:
- подготовка рисунков «Мой папа – самый, самый»;
- выпуск с детьми стенгазеты ко Дню защитников Отечества;
- составление при помощи родителей исторического альбома «Защитники Отечества»;
- изготовление подарков для пап и дедушек;
А в заключении проекта состоялось праздничное развлечение «Вместе с папой».
В рамках проекта «Осень» также был проведен комплекс мероприятий, таких как: «Беседа об осени», «Беседа об овощах», «Могут ли овощи принести вред нашему здоровью?», «Овощи и фрукты», эксперименты: «Знакомый незнакомец апельсин», «Ветер-невидимка»; выставки по теме «Осень». На прогулке мы играли с осенними листьями, наблюдали за птицами, насекомыми, любовались красотой цветов, собирали семена. В свободное время играли в дидактические и настольные игры: «Времена года», «Садовод», «Соберем урожай», «Загадай и отгадай», «Назови приметы осени» и др.
Данный проект был нацелен на формирование начал экологической культуры, осознанного правильного отношения к объектам и явлениям природы. Также у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды творческой деятельности. Данные виды работ безусловно влияют на развитие познавательной сферы детей.
Перед праздником Нового года мы также смогли поставить перед детьми проблему проектного характера: «Как можно нарядно и необычно украсить группу к празднику». Для решения поставленного вопроса были подключены родители и был разработан очередной проект «Зима. Новый год».
Цель проекта: дать знания о живой и неживой природе зимой, закрепить знание о Новогоднем празднике, воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.
Для достижения поставленной цели была организована деятельность, которую условно можно разделить на несколько этапов. На первом подготовительном этапе была мы с детьми наметили план действий по оформлению группы: проводились беседы, просматривались иллюстрации по теме «Зима», «Новый год», играли в игры. Вместе с детьми сочинили и написали письмо Деду Морозу.
Достаточно большой объем времени был отведен творческой составляющей проекта. Так, была организована деятельность детей в форме рисование с элементами аппликации «Праздничная ёлочка». Творческие работы детей послужили материалом для выставки в родительском уголке. С родителями также была проведена работа, им нужно было подобрать материал о том, как можно украсить группу, ёлку, собрать иллюстрации по теме «Зима». Был объявлен конкурс на самую резную снежинку среди родителей.
При проведении практического этапа нашего проекта провели развлечение на улице с участием родителей, подготовили участок, украсили елочку, ледяные фигуры, горку, родители в роли Деда Мороза, Снеговика и Бабы-Яги, путешествовали по загадочному участку детей, выполняли трудные задания и в этом им помогали родители, потанцевали и поиграли с детьми.
На заключительном этапе мы все вместе украшали ёлку, а вечером родители украсили группу. Также были красиво оформлены: доска в группе по теме «Зима», родительский уголок, поздравление для родителей.
Презентацией проекта совместной деятельности был новогодний праздник, после которого у детей и родителей остались яркие впечатления. Анализируя проделанную работу, я пришла к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.
Наряду с развитием познавательной активности, происходит и воспитание любви и уважения детей к окружающему миру. В проекте «Растём вместе с городом» дети проявили нескрываемый интерес и положительную динамику развития любви к своей малой родине – городу Тобольск. С увлечением не только отстаивали свою позицию, но и объективно ее оценивали на занятиях познавательного цикла; впервые преодолели эгоцентризм (неумение видеть позицию другого). Проект исследовательского характера по-своему сложен, так как не предполагает ответа на вопрос о том, как выполнить его, поэтому реализация оказывается более сложной не только для детей, но и самого педагога. Здесь имела место большая подготовительная работа: чтение познавательной и художественной литературы, рассматривание репродукций, фотовыставок, экскурсии с родителями в музеи города и т.д.
В процессе реализации проекта дети не только систематизировали свои знания о родных местах, знаменитых земляках, символике города Тобольска, но и стали с уважением и любовью относиться к своей малой родине.
В долгосрочном проекте ««Безопасность на дорогах», дети в полной мере занимались исследовательской деятельностью, физическим развитием, встречались с интересными людьми – работниками ГИБДД, занимались игровой и театрализованной деятельностью по правилам безопасности движения. Были проведены познавательные беседы: «Знаки дорожные - наши друзья», «Когда мы – пассажиры», «Опасные ситуации на улице и на дороге».; решали проблемные ситуации «Нет светоотражателей»; обсуждали пословицы и поговорки, отгадывали загадки по правилам ПДД. Оформили «Памятки для родителей по ПДД», провели родительское собрание «Дети – отражение родителей», была проведена выставка совместных рисунков родителе и детей по ПДД.
Результатом этого проекта явилось то, что дети стали больше проявлять интереса к данной теме, были сформированы у каждого ребенка правила поведения на дороге.
В конце года мной была проведена вторичная диагностика детей контрольной и экспериментальной групп, результаты которой представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Уровень развития познавательной активности детей на конец года
Уровень Группа А      Группа Б
высокий 9 -34%            6 – 24%
средний 10 -38%         10 – 38%
низкий 7 -28%             10 – 38%
 
Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на познавательное развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные, регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т.д. Уже в дошкольном возрасте дошкольник приобретает навык публичного изложения своих мыслей. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу. В адаптивном виде метод проектов может быть полезен и эффективен в работе дошкольного образовательного учреждения. В современной методике обучения детей (как на занятиях, так и вне их) метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграции на основе единого проекта). Использование метода проектов в практике дошкольных учреждений является подготовкой детей к проектной деятельности в начальной школе. При этом педагоги иногда не дифференцируют его с понятием проблемного обучения и внедряют в педагогический процесс оба подхода. Между тем проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность воспитанников и учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного результата и его публичного предъявления. Метод проектной деятельности можно использовать в работе с дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проект является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода.
Исходя из положительной динамики развития познавательной активности дошкольников мной запланирована разработка методических рекомендаций для педагогов по организации проектной деятельности дошкольников, а также сборника конспектов по приблизительному планированию проектной деятельности.

Вопросы и ответы

Часто задаваемые вопросы

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!